ICQ, или в народе «Аська», сегодня является самой популярной
системой передачи мгновенных сообщений – количество пользователей этой
IM-системы составляет не одну сотню миллионов человек по всему миру.
История ICQ начинается в 1996 году, когда квартет израильских
школьников – в него вошли Арик Варди, Яйр Голдфингер, Сефи Вигисер и
Амнон Амир - основал компанию Mirabilis, уже через два года
приобретенную интернет-корпорацией AOL за $289 млн. Интересно, что
практически сразу же интерес к ICQ проявляла и компания Microsoft,
сначала пытавшаяся приобрести популярную IM-систему, а затем и
сделавшая попытку реализовать совместимость ICQ и своего сервиса
Windows Messenger. На тот момент в приобретении «Аськи» редмондской
компании было отказано, а попытка «подружить» Windows Messenger и ICQ
столкнулась с постоянным намеренным изменением протокола, после чего
Microsoft решила полностью отказаться от своих планов.
По всей видимости, история спустя несколько лет повторяется, но уже
противоборствующими сторонами являются пресловутая AOL и разработчики
альтернативных интернет-пейджеров: QIP, Miranda, «телефонный» Jimm, а
также ряд менее популярных приложений. Дело в том, что естественным
желанием AOL является получение прибыли от столь популярного сервиса,
на поддержание которого в рабочем состоянии тратятся определенные
денежные средства, а в виду бесплатного распространения ICQ-клиента и
регистрации аккаунта, наиболее приемлемым для компании выходом является
воспроизведение рекламных сообщений. Это, а также далеко не самый
удачный дизайн и функциональность официального клиента, предоставили
шанс сторонним программистам попробовать свои силы в написании
альтернативного ПО, которое не только распространяется в качестве
freeware-софта (некоторые программы и вовсе являются свободным
программным обеспечением, позволяющим изучать код и вносить в него
поправки всем желающим), так еще и предоставляют великолепный набор
функций. Не удивительно, что многие пользователи сделали выбор в пользу
альтернативных решений, своими действиями ненамеренно нанося ущерб AOL,
теряющей рекламные площадки и доход.
В качестве ответной меры AOL со все возрастающей периодичностью
вносит изменения в ICQ-протокол, выявляя среди подключающихся клиентов
альтернативные программы и блокируя им доступ к сервису. Что интересно,
как показывают наблюдения, эта мера вводится только против российских
пользователей, тогда как использование в качестве «посредника» между
серверами AOL и компьютером в России зарубежного прокси-сервера
полностью восстанавливает работоспособность «альтернативной аськи».
Впервые подобная избирательность была выявлена 21 января, когда
состоялось очередное «отключение» ICQ, повторная ситуация наблюдалась
спустя две недели – 3 февраля. Надо признать, что отечественные
программисты наглядно доказали свою состоятельность, и в течение
нескольких часов в Сети появились новые версии мессенджеров, способные
полноценно работать с обновленным протоколом. К примеру, все
пользователи QIP Infium могут уже сейчас скачать новую версию под номером 9024.
К сожалению, это далеко не первая, и вряд ли последняя попытка AOL
отучить пользователей от альтернативных ICQ-клиентов, и кто выйдет
победителей из этого противостояния пока сказать невозможно. Однако
длительная борьба вредит, в первую очередь, конечным пользователям,
которым важна работоспособность сервиса, а периодические падения
«аськи» и ожидание появления новых версий пейджеров – не самые приятные
новости в разгар рабочего дня. По старой традиции, точного рецепта для
изменения сложившейся ситуации дать невозможно – дальнейшее
использование именно протокола ICQ зачастую определяется отнюдь не
незнанием пользователя о существовании альтернатив, например, Jabber, а
невозможностью перехода на него в связи с необходимость общения с
клиентами, использующими именно ICQ и не всегда имеющих возможность или
желание менять привычное ПО. Установка официального клиента также не
является выходом, по крайней мере, до тех пор, пока не будут внесены
изменения в дизайн программного обеспечения и его функциональность.
Впрочем, со стороны AOL пока никаких существенных подвижек в нужную
сторону не отмечается, а значит, число пользователей «альтернативной
аськи» уменьшится едва ли.
Таким образом, пока ситуация далека от благополучной – AOL
будет со своей стороны пытаться ограничить доступ к своим серверам,
разработчики сторонних клиентов по возможности оперативно реагировать
на изменения и выпускать новые версии ПО, а конечные пользователи -
наблюдать этим безобразием и перебиваться на время кризиса услугами
Jabber-клиентов. И хотя, популярность последних, особенно в свете
недавних событий, постоянно увеличивается, но терять среди контактов
значительное количество приверженцев ICQ все же не хочется. А главное,
ответа на вопрос, почему AOL выбрала в качестве мишени именно
российских пользователей, со стороны официальных лиц так и не
последовало.